Как разговорить ребенка в 3 года советы
В 3 года речь ребенка не разборчива
Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хужесверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми ипри необходимости подключать специалистов.
Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицынормального развития речи ребенка.
1 — 2 мес | Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение |
2 — 3 мес | Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги |
4 — 5 мес | Попытки повторения слов за взрослым |
6 мес — 1,2 года | Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…) |
1,6 — 2,2 года | Объединяет по 2-4 слова в предложения |
1,9 — 2,6 года | Начинается период вопроса: «что это?» |
2,4 — 3,6 года | Пытается строить предложения с использованием чисел |
2,6 — 4 года | Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…) |
1 год | 9 слов |
1,5 года | 39-100 слов |
2 года | 200-400 слов |
3 года | 1000-1100 слов |
4 года | 1600-1926 слов |
Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:
- Говорит своё имя, фамилию и отчество.
- Знает имена родственников и друзей.
- Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
- Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
- Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
- Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
- Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
- Повторяет услышанное.
- Пересказывает мультфильм или сказку.
- Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуюткорректировки.
Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получитьхорошие результаты.
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могутпроизнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеютсовершенно разные дефекты:
- Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но самничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие заречевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течениевнутриутробного периода.
- Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет наформирование собственных высказываний.
- Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системыили нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушениеиннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
- Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речьбыла, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слухребёнка развиты нормально.
- Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что уребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детейс ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздомедленнее.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различениезвуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудностиосвоения чтения и письма.
- Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок неможет анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемызависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённаяформа или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервнойсистемы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в периодноворожденности или в раннем детстве.
Основные причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
- родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним малоразговаривают.
Что делать и к кому обращаться
Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра длявыявления возможных проблем медицинского и психологического характера.
Как правило, он не ставитдиагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, можетдать направление к специалистам различного профиля:
- логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
- отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологиистроения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
- невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделовголовного мозга;
- психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,неврозы, педагогическая запущенность.
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопитсяразговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимосамим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
Источник: //www.medaid.ru/logopedy/dety/3-ne-razborchivo/
Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить
В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации.
В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов.
Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.
Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.
Диагностика
Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении.
Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи.
Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.
Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.
Нормы
Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:
Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
- У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
- Он может точно повторять то, что услышал.
- С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
- Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
- Может назвать имена родственников или друзей.
- Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
- Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
- Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
- В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
- У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
Особенности речи
Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.
Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей.
Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.
Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.
- Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
- Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
- Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
- Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
- Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
- Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
- Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
- Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
- Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).
Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.
Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.
Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.
Отклонения
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
- У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
- Родители не могут понять, что говорит ребенок.
- Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
- Не может построить даже простое предложение.
- У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.
Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.
Что способствует развитию речи
Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам.
Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения.
Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.
В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его.
Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности.Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно.
Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет.
Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.
Учим ребенка говорить
Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.
- Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
- Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
- Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
- Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
- Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
- Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
- Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
- Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
- Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.
Упражнения
Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.
Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.
Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос.
Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.
По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.
Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать
Источник: //orechi.ru/razvitie-rechi/rech-detej-3-4-let
Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?
Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.
Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.
В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.
Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.
Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.
Родители должны правильно оценивать ситуацию, чтобы помочь малышу. А для этого необходимо знать, что умеют делать дети в определенном возрасте. Мы говорим о детишках трех лет, поэтому рассматриваются умения детей в освоении речи этого возраста.
Успехи детей в речевом развитии в период от 2 до 3 лет
Все детки развиваются по-разному. Одни очень быстро улавливают всю информацию, другим приходится ее переваривать дольше. Но, существуют определенные действия, которые ребенок от 2 до 3 лет в этом возрасте выполняет. Это можно отнести и к развитию речи. К трем годам жизни ребенок:
- В возрасте после двух лет дети пытаются строить слова из нескольких слогов, могут повторить за взрослыми словосочетания из двух слов и пытаются самостоятельно построить предложения.
- Становится более частым употребление множественного числа, прошедшего времени и местоимений.
- Ребенок к 3 годам различает смысл нескольких предлогов, знает свой пол и фамилию с именем.
- Достигнув возраста почти трех лет, дети различают основные цвета спектра.
- Если дети переживают, они уже могут делиться с родителями.
- В это время ребятишки засыпают близких разными вопросами и могут составить предложение из нескольких слов.
Вот такие успехи в развитии речи делают наши маленькие непоседы в 3 года. Любой родитель наблюдает за своим малышом, и сможет оценить уровень его развития. Если наблюдается сильное отставание, это сразу заметно.
Установление эмоциональной связи с ребенком
В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.
Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.
Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.
[stextbox id=»alert»]Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо больше общаться с ним, проводить время в занятиях и играх.[/stextbox]Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.
//www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM
Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием «время». А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам — читайте в нашем следующем материале.
Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее — «Как научить ребенка правильно ставить ударения«.
Важные советы по развитию речи
Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.
Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.
А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.
Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.
Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:
- Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
- Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
- произнести название предмета;
- рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
- назвать отдельные части предмета;
- научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
- дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.
К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.
Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.
Для лучшего понимания речи
- Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
- Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами.
Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
- Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
- Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.
Для развития правильной интонации:
- Повторять вместе с детьми слова и предложения.
- Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
- Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
- Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.
Как научить детей правильно произносить слова:
- Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
- Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
- Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.
При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.
Все о том, что должен уметь ребенок в полтора года.
Развиваем правильную речь: как быстро научить ребенка говорить букву «р»? — упражнения.
После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.
Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал — как связать жилетку ребенку 1 год.
о том, как правильно учить разговаривать
Проблемы с пищеварением у детей встречаются не так редко. По вашей просьбе на сайте размещена статья — жидкий стул у ребенка 2 года лечение.
Еще одна новая статья будет полезна родителям очень подвижных малышей — Как выбрать самокат для ребенка 2 лет.
Источник: //umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat-v-3-goda.html
Ребенок не разговаривает в 3 года — что делать и куда обращаться
Человек с самого рождения и до совершеннолетия проходит определенные этапы развития. В каждом конкретном возрасте малыш должен осваивать те или иные навыки, выполнять поставленные перед ним задачи. Так, ребенок к году уже может самостоятельно передвигаться, сидеть, воспроизводить звуки, смеяться, распознавать родителей и близких родственников.
3-летний малыш должен быть развит физически, самостоятельно выполнять некоторые бытовые действия, различать цвета. Многие дети к этому возрасту уже вполне хорошо говорят, рассказывают стихи.
Но иногда бывает так, что ребенок совсем не разговаривает в 3 года, и что с этим делать – не понятно.
Ведь очень трудно определить, является ли молчание малыша нормой или свидетельствует о наличии проблем, в том числе задержки развития.
Среднестатистические нормы речевого развития и признаки ЗРР
Первые 3 года жизни для малыша – очень насыщенный период. За это время он должен обучиться многим навыкам, в том числе речевым. Если к 3 годам кроха молчит или плохо разговаривает, то это может быть признаком проблем в развитии.
К концу третьего года у малыша созревают области мозга, которые отвечают за речевую активность. Он овладевает грамматическими формами родной речи, ее особенностями и ритмикой, а также накапливает некоторый пассивный и активный словарный запас.
Речевые нормы детей данной возрастной группы:
- употребляют около 250-1000 слов (активный словарь);
- знают, как его зовут, сколько ему лет и прочие личные данные;
- изменяют слова по падежам, родам, числовым формам (ошибки допустимы);
- изъясняются краткими предложениями;
- выполняют многоступенчатые просьбы (принеси из комнаты собачку);
- понимают разницу между 1 и много;
- проговаривают, что видят или слышат;
- понимают и любят сказки, стишки, воспроизводят их.
Чтобы избежать проблем в дальнейшем и помочь крохе, необходимо выяснить причину его молчания. В этом помогут опытные специалисты.
Причины молчания и куда обращаться родителям
Причин молчания малыша может быть очень много. Наиболее распространенные из них:
- Проблемы со слухом. Такая аномалия может быть врожденной или приобретенной. В первом случае младенец уже рождается глухим или имеет сниженный слух. В этом случае решить проблему бывает нелегко. Ухудшение слуха может появиться уже после рождения, например, вследствие перенесенных ЛОР-инфекций или травмирования барабанной перепонки.Если кроха не отзывается на свое имя, не реагирует на звуковые сигналы, то его необходимо показать отоларингологу.Он проведет визуальный осмотр и при необходимости назначит процедуру для определения слуховых возможностей – аудиометрию.
- Неврологические расстройства. Если у малыша отсутствуют проблемы со слухом, то его направляют к невропатологу. Некоторые неврологические болезни могут затрагивать речевые центры.
- Новообразования в головном мозге или дефекты его строения. Для диагностики таких аномалий проводят исследование мозга. Чаще всего назначают магнитно-резонансную томографию (МРТ) как наиболее информативный и безопасный метод.
- Психологические проблемы. Иногда малыш замыкается в себе и перестает разговаривать вследствие пережитого психологического потрясения (страха, стресса, сильного испуга).В этом случае его необходимо показать хорошему психотерапевту.
- Педагогические причины – неправильный подход в обучении ребенка речи. Он может не разговаривать по нескольким причинам:
- отсутствие примера навыков речевого общения (родители не разговаривают с малышом и между собой);
- билингвальность (в семье общаются на 2 языках);
- давление (излишнее желание родителей, чтобы малыш заговорил как можно раньше).
- Врожденные психические заболевания (аутизм).
В 10% случаев истинную причину задержки речи выяснить не удается.
Что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года?
Если до конца 3 года жизни кроха продолжает молчать или изъясняется лишь звуками и жестами, необходимо предпринимать меры по устранению проблемы. Родителям придется запастись терпением, поскольку процесс обучения речевым навыкам может быть долгим и трудным.
Медикаментозное лечение
Когда имеется проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно, необходимо воспользоваться помощью профессионалов. При задержке речи ребенку требуется консультация нескольких специалистов:
- педиатра, который наблюдает малыша с рождения;
- отоларинголога (поможет выявить проблемы со слухом);
- детского невропатолога (определит наличие заболеваний нервной системы);
- логопеда (выявит тяжесть нарушения);
- детского психолога и психиатра (поможет распознать психические отклонения или наличие психологической травмы).
При определении причины патологии назначается комплексное медикаментозное лечение. В большинстве случаев такая терапия направлена на питание нервных клеток, создание между ними новых связей, а также активизацию речевых центров мозга. Для этого назначают такие препараты:
- Глицин;
- Церебролизин;
- йодсодержащие средства;
- Пантогам;
- Фенибут;
- Церепро;
- Когитум и другие.
Также для стимуляции речевых центров в мозге применяются дополнительные методы – физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия), арттерапия, музыкотерапия, предметно-сенсорная терапия.
Упражнения и игры
Очень важна вовлеченность семьи и близкого окружения в процессы развития речи малыша. С ним нужно постоянно заниматься, разговаривать, поощрять его речевую активность. Для этого дома или на прогулке следует проводить с ним различные игровые упражнения:
- Комментирование. Малыш всему учится у взрослого. Мама и папа для него пример для подражания. Если они молчат, то и он будет молчать. Важно разговаривать с маленьким человеком, даже если он пока не отвечает. Родителям нужно научиться комментировать все, что происходит с ребенком, называть бытовые вещи, животных, предметы окружающей среды.
Также дети хорошо запоминают звуки, поэтому следует не только назвать предмет (это кошка), но и рассказать, как она говорит (мяу), какая она (рыжая, красивая, мягкая).
- Озвучивание действий. Крохе легче запоминать слова, если они связаны со звуковыми сигналами (упал – ба-бах, идет – топ-топ).
- Веселая зарядка. По утрам можно выполнять с малышом несложные упражнения, сопровождая их веселыми стишками.
Занятия с логопедом и коррекционные методы
Бывает, что ребенок все понимает, выполняет просьбы взрослых, но что-либо сказать сам не может или делает это с трудом. Также у него могут быть проблемы с выговариванием звуков.
В этом случае ему необходимы занятия с логопедом или дефектологом для устранения дефектов речи.
Существует несколько коррекционных методов, которые применяют данные специалисты:
- логоритмика;
- артикуляционная гимнастика;
- специальный логопедический массаж;
- звуко- и словоподражание;
- постановка звуков с применением лопатки.
Выбор метода зависит от особенностей крохи, а также степени выраженности речевых дефектов.
Советы Комаровского
Известный и всеми уважаемый доктор Комаровский советует:
- Если к 3 годам малыш не говорит более-менее связно – это повод обратиться к специалистам.
- Брать в расчет динамику речевой активности. Словарный запас должен с возрастом увеличиваться, а речь улучшаться.
- При задержке речи гаджеты противопоказаны. Вместо компьютерных игр и телевизора предложите малышу прогулку или чтение сказок.
- Сравнивать своего ребенка с другими не нужно. Он не лучше и не хуже, он другой.
Как отличить задержку речи и исключить аутизм
В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:
- Отсутствие указательного жеста. Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко. Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
- Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.
Признаки нормального и неблагополучного развития речи у детей
- Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
- Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.
Как научить ребенка сморкаться в 2-4 года правильно?
Источник: //kaknazvat.com/deti/ne-razgovarivaet-v-3-goda/
Как разговорить ребенка
В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия дети начинают говорить все позже и позже. Почему?
1. Ребёнок не говорит.
Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года – это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?
Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!
А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами.
Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает.
В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.
2 . «В начале было СЛОВО…»
Мерилом успеха у многих стал материальный достаток. Ради него взрослые работают сутки напролёт, а когда измотанные приходят домой, у них нет сил не только рот открыть, но и пошевелиться. В этой ситуации в семье отсутствует главное: ОБЩЕНИЕ.
Простое человеческое общение, когда у родителей есть желание и время поговорить со своим малышом, рассказать ему сказку, спеть колыбельную. Ведь без них речь у ребёнка может не появиться не только в два, но и в три, и даже в четыре года. Да, да, СЛОВО, – оно начало всему.
Помните, Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Чудо, как хорошо сказано! Просто, понятно, точно.
Сто, двести лет назад народ и не мечтал о такой комфортной жизни, как сейчас, и питание было скудным, а дети болтали без умолку, и особых проблем с речью у них не было. А сейчас достаток присутствует, питание полноценное.
И при всём при том, дети – молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет, да и тогда детскую болтовню можно понять только с помощью переводчика.
Нормально говорящих детей в младших возрастных группах детских садов, – по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Л.Н.Толстого, очень похожи друг на друга: веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по- своему.
Причин речевых нарушений – множество. Названий речевых патологий – не меньше. Поговорим о самых распространённых.
3. Задержка речевого развития
Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, – возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, – чем не речь?
Многие родители принимают за речь лепетные, «аморфные» слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок.
Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня.
Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу – ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций.Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Малаши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно…
4. Почему возникает задержка речевого развития?
ЗРР наблюдается у детей, страдающих аутизмом, алалией, дизартрией, ДЦП (детским церебральным параличом).
В последнее время к специалистам на приём приходят дети внешне совершенно здоровые и благополучные, но речи у них нет! И только в ходе расспросов выясняется, что во время беременности у одной мамочки был тяжелейший токсикоз, другая перенесла на ногах грипп, у третьей малыш при рождении был очень крупным и закричал не сразу (была асфиксия), у четвёртой кроха родился обмотанный пуповиной, у пятой – не дождался срока и появился на свет шестимесячным. Во всех этих случаях можно говорить о гипоксии (кислородном голодании мозга), энцефалопатии, что и явилось первопричиной речевых нарушений.
ЗРР может возникнуть у детей после перенесённых инфекционных заболеваний: менингита, гриппа, дифтерии. А также после травм головы и инсультов. Да, да, инсульты сейчас диагностируют даже у грудничков! Из-за неоправданного использования некоторых медицинских препаратов у маленьких детей может случиться ишемический инсульт.
5. Как устранить задержку речевого развития у детей?
Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями.
На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры.
Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек.
Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых.
Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает.
Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо.
Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру.
О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь.Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой.
Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в каждом из вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!
6. Солнце, воздух и вода – отличные помощники в борьбе с ЗРР!
Многие молодые родители жалуются на отсутствие свободного времени: «Нет ни минуты для общения с ребенком!» Вся жизнь посвящена, в основном, работе. Ведь именно она и обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
Отпуск, хотя бы две недели, предоставляется всем работающим. И если вы проведет его с пользой не только для себя, но и для ребенка, появление его первых слов не заставит себя ждать.
Если в отпуск вы отправляетесь к теплому морю (а это сейчас можно устроить в любое время года!), используйте время в пути: почитайте сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков.
Три-четыре часа перелета покажутся не столь утомительны, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.
Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми проблемами.
Многие из вас знают, что игры с песком снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют мозговую деятельность малыша. Поэтому очень мудро поступают родители, которые берут в дорогу не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками, формочки.
Ребячье общение с песком: пересыпание, лепка, пошлёпывание мокрого песка ладошками, ещё и способствует развитию так называемой мелкой моторики. Оно же активизирует, посредством движений пальчиков, речевые центры.Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для появления первых слов. Маленькому человечку так хочется выразить СВОЁ ощущения счастья! Поэтому, именно на отдыхе, он обязательно заговорит!
6. Пальчиковые игры помогут заговорить молчуну.
Пальчиковые игры, – это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать.
Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи.
Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений.
Источник: //xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/deti-ot-1-3/38-kak-razgovorit-rebenka.html