Стихи для заучивания детям 5 лет

Интересные стихи для детей 6 лет и веселые способы их выучить

Стихи для заучивания детям 5 лет

Не каждый малыш способен сразу начать учить стихи. Это совсем не значит, что его умственные способности отличаются от сверстников. Чаще всего проблема возникает от простого отсутствия интереса к поэзии и «сидячим» спокойным занятиям. В 6 лет детей больше интересуют активные игры и мультфильмы, нежели стихи. Вот несколько советов для детей 6 лет, которые помогут учить стихи с интересом.

Как привить детям 6 лет любовь к стихам?

  • Сначала вместе с ребенком читаем текст, обсуждаем, о чем в нем говорится, а непонятные слова объясняем ребенку. Затем разбиваем стих на четверостишия и повторяем каждое из них по очереди. Старайтесь читать стихи с выражением и правильной интонацией. Так тест проще запомнить и понять.
  • Отличным решением для детей, у которых лучше развита зрительная память, нежели слуховая, является зарисовывание стишков. Возьми лист бумаги и предложи малышу нарисовать стихотворение.
  • Лучший способ чему-нибудь научить ребенка — сделать это в игровой форме. Попробуйте разыграть стих. Как бы это стихотворение рассказал медведь? Топая и грозным голосом? А как мышка бы его рассказала? Читайте по очереди стих в разных стилях, от лица разных существ. Получается это весело и смешно, а как польза — стих выучен. Ведь ребенку было не в тягость повторение.

Советы родителям:

  • Стихи должны соответствовать возрасту ребенка.
  • Они должны учиться не просто так, а с какой-то определенной целью, например праздник.
  • Чтобы четверостишия помогали в развитии и укреплении памяти, ребенок должен стараться читать их с выражением и правильной расстановкой пауз и интонаций.
  • Постарайтесь превратить поэзию из скучной зубрежки приятное и веселое занятие. В этом может помочь пение стихов, изображение героев произведения как на бумаге, так и театрально. Хлопайте и танцуйте, если захочется вам двоим.

Стихи о животных

В возрасте 6 лет малыши обожают сказки, мультики и истории про животных и сказочных персонажей, поэтому стоит отдать предпочтения стихам, которые рассказывают о царстве зверьков и их повседневных делах. Кроме того, стихотворения помогут детям узнать о мире животных немного больше.

В лесочке, над речкой, Построена дачка. На дачке живёт

Небольшая собачка.

Собачка довольна И лесом и дачей, Но есть огорчения

В жизни собачьей.

Во-первых, Собачку слегка раздражает, Что дачу Высокий

Забор окружает.

Ведь если б не этот Противный забор, То с кошками был бы

Другой разговор!

Ей грустно Глядеть на цветочные грядки: Они у хозяев

В таком беспорядке!

Однажды Собачка Их славно вскопала — И ей же, представьте,

За это попало!

Хозяин Собачку За стол не сажает — И это, конечно,

Её обижает:

Не так уж приятно Приличной собачке Сидеть на полу,

Ожидая подачки!

Но дайте собачке Кусочек печенья — И сразу Окончатся

Все огорченья!

***

Маленька кошечка Сидит глядит в окошечко. Там на снежной глади

Елочки в наряде.

Кошечка вздыхает, Никто не понимает, Как она мечтает

На елочку залезть.

А затем в снежок Пушистенький запрятаться, Маленький комок

В лапках котенка катится.

Маленькая кошечка Сидит глядит в окошечко, И не откроют ей окно

Там холодно и высоко. (от ред.)

***

Белка Сидит на елке Белка, Пушистый хвост! И вижу — Держит белка

Тарелку звезд.

Нет! Это не тарелка, А вазочка на ножке. И отгрызает белка От вазочки

По крошке.

А это и не вазочка! А сыроежка крупная. Сыроежка красная.

Сыроежка хрупкая.

А белочка хруп-хруп — И нету сыроежки. Нет тарелки звезд. И ускакала белка,

Пушистый хвост!

***

Осторожней, не порвите Эти шёлковые нити. Дело в том, что я знаком

С этим быстрым пауком.

Свой сачок оставьте дома; Мотылёк — он мой знакомый. А сердитый этот жук —

Мой надёжный старый друг.

В речке тоже не удите. Вон плывёт она, глядите, С острым красным плавником..

Я прекрасно с ней знаком.

Барабанит гулко дятел. Этот дятел — Мой приятель. И щебечет часто-часто Мне синица :

«Здравствуй, здравствуй!»

И берёза мне знакома, И трава, И облака.

И другого

Никакого

Мне не надо уголка. (автор Г. Сапгир)

Стихи о природе

Старайтесь подобрать стихотворение, описывающее состояние природы в настоящее время. Если близится зима, то стоит уделить внимание произведениям, которые рассказывают о холодах, зимних развлечения, а также праздниках. А стихи о весне пусть расскажут о просыпающейся природе. Как мы уже говорили, стихи не должны быть выучены без какого-то смысла. Пусть смыслом будет праздник.

На дворе стоит весна! После зимней лютой стужи Просыпается от сна Вся природа. Даже лужи Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки, И зеленые листочки Скоро в струях ветерка

Заиграют! А пока

Цвета солнца у реки Появились огоньки! Все! Закончились морозы!

Распускаются мимозы! (автор В. Косовицкий)

***

Грустит за окошком Морозный денек. Стоит на окошке

Цветок-огонек.

Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю, Его берегу, Его подарить Никому не могу! Уж очень он ярок, Уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

***

Разбросало по опушке Солнце рыжие веснушки. Собирают девочки, Собирают мальчики Не малину, Не грибы –

Одуванчики.

Прибегут домой с цветами –
В золотых веснушках сами. (автор В. Степанов)

***

Бежит замерзшая река, И опустели все леса, Что можно аж издалека

Увидеть чары — чудеса.

Не прячет листьев хоровод Секреты сказок в Новый год, Но вот пошел сейчас снежок

И скрыл от глаз детишек.

Что там за снегом диалог Ведут семья зайчишек, Перебирают украшения

И кушают с ложки варенье.

И вот собрав игрушки Мешочков новогодних, Ложаться на подушки

Под звуки саней быстроходных. (от ред.)

***

Солнышко улыбается С ним весь мир просыпается И весь день работа

Будет у погоды.

Цветочкам тест — раскрыть бутоны Задание есть и у травы, А муравьи как чемпионы

Построят дом, бобры — плоты.

Когда на улице весна
Все рано просыпаются  И даже если до поздна

Работа получается. (от ред.)

Стихи о семье

Стихотворения о семье — важный аспект в жизни ребенка. Они помогают понять и осознать правильные моральные ценности и жизненные ориентиры с ранних лет. К тому же это очень теплые и трогательные произведения, которые станут замечательным подарком от ребенка папе на 23 февраля или любому члену семьи в другой праздник.

Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку

Пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

***

Воскресенье — вот везение! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семье

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов. (автор О. Бундур)

***

У меня есть папа! Спросите, какой он? Самый СИЛЬНЫЙ папа,

Самый ХРАБРЫЙ воин!

Добрый. Умный самый. Как не похвалиться. Папаой только с мамой

https://www.youtube.com/watch?v=5OgQQNo2ymY

Можно поделиться.

У меня есть папа! Всё равно, какой он! Лучший в мире папа,

Потому что МОЙ ОН! (автор Т. Бокова)

***

Я утром просыпаюсь рано, Ведь у меня так много дел. Я умничка, я разбудила папу

На что сказал мне: беспредел!

Затем я нежно увалилась В кроватку, мама удивилась, Ведь у меня теперь опять

Есть время полчаса поспать.

Папуля завтрак приготовит А мама станет подгонять, Но я скажу им что устала

И буду долго отдыхать.

Но садик ждет и ждут ребята
Моя семья не любит ждать, И вот с кроватки поднялась я

Но как же хочется мне спать.

Стихи о прощание с детским садом

Солнце скрылось за домами, Покидаем детский сад. Я рассказываю маме

Про себя и про ребят.

Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, Что мы ели,

Что читали в детсаду.

Я рассказываю честно И подробно обо всем. Знаю, маме интересно Знать о том,

Как мы живем. (автор Г. Ладонщиков)

***

Грустны клены у оград — День прощания… До свидания, детский сад,

До свидания!

Нам за партами сидеть В эту осень! Даже плюшевый медведь

Спать не хочет…

На полу сидит в углу, С ним простились. Вот дождинки по стеклу

Покатились…

Грустен день у нас, ребят, И веселый. До свидания, детский сад.

Здравствуй, школа! (автор И. Демьянов)

Источник: https://imom.me/stixi-dlya-detej-6-let/

Стихи о лете для детей 4, 5 лет

Стихи для заучивания детям 5 лет

Прекрасная пора для веселья и отдыха! Конечно, лето! Стихи о лете, каникулах, купании в реке, о ромашковых лугах и цветочных венках вы прочтете в этой подборке детских стихов для средней группы детского сада. Стихи про лето отобраны с учетом возрастных особенностей 4 и 5 летних детей. Отмеченные знаком «*» стихи рекомендуются для заучивания. Советы по разучиванию стихов с детьми читайте тут.

Веснушки

В. Степанов

Разбросало по опушке Солнце рыжие веснушки. Собирают девочки, Собирают мальчики Не малину, Не грибы – Одуванчики. Прибегут домой с цветами –

В золотых веснушках сами.

Июль*

Т. Литвинова

Кукушкин крик последний Как осени звонок. Увянет скоро летний

Ромашковый венок.

Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Июльские ромашки —

Пусть светят нам зимой.

На пруде*

И. Бунин

Ясным утром на тихом пруде Резво ласточки реют кругом. Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют, А вокруг зеленеют луга, И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

Лето

Л. Корчагина

Если дует ветер Теплый, хоть и с севера, Если луг — в ромашках И комочках клевера, Бабочки и пчелы Над цветами кружатся, И осколком неба Голубеет лужица, И ребячья кожица Словно шоколадка… Если от клубники Заалела грядка — Верная примета:

Наступило лето

Речка

Е. Груданов

Солнце летнее печёт, Жарит, словно печка, А под горкою течёт Голубая речка! Как бы с горки поскорей Кубарем скатиться И от солнечных лучей В реченьке укрыться! Там не жарит, не печёт, Рыбки водят хоровод! Удивительно везёт

Всем, кто в речке той живёт!

Чем пахнет лето?

Н. Анишина

Лето пахнет земляникой, Тёплым дождиком, клубникой. Пахнет лето огурцами И душистыми цветами, Серебристою рыбёшкой, И прохладною окрошкой.

Лето пахнет синим морем, Хвойным лесом, чистым полем, Яблоками и грибами, И созревшими хлебами, А ещё пчелиным мёдом, Увлекательным походом, Мятой, клевером, полынью, Ароматом груш и дыни.

Много запахов у лета, Не расскажешь до рассвета, Лето очень вкусное

И ничуть не грустное.

Ромашка

М. Познанская

На лугу у той дорожки, Что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке —

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Что такое лето?

В. Балашов

Что такое лето? Это много света, Это поле, это лес, Это тысячи чудес, Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы,

Это синь высоты.

Летом*

Н. Греков

Зарумянились вишня и слива, Налилась золотистая рожь, И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес, Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес…

Летний вечер тих и ясен…*

А. Фет

Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

Формула счастья

А. Асосков

Запахи трав, звоны кузнечиков, Жужжание пчел и шмелей, Урчание лягушек в болотцах беспечное, Мычание коров с полей — Ветер доносит мне все это радостно, Волосы чуть шевеля, И от того на душе моей сладостно

В жаркий полдень июльского дня.

Туман

И. Токмакова

Кто-то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез. Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

Комары

А. Барто

Всех разморило от жары. В саду сейчас прохлада, Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

Марина, младшая сестра, Воюет с комарами. Упрямый нрав у комара,

Но у нее упрямей!

Она отгонит их рукой, Они кружатся снова. Она кричит: «Позор какой,

Напали на грудного!»

И видит мама из окна, Как храбрая Марина В саду сражается одна

С отрядом комариным.

Опять сидят два комара У малыша на пальце! Марина, храбрая сестра, —

Хлоп по одеяльцу!

Она убила комаров — Забудут, как кусаться!.. Но раздается громкий рев

Испуганного братца.

Клонит к лени полдень жгучий…*

А.К. Толстой

Клонит к лени полдень жгучий, Замер в листьях каждый звук, В розе пышной и пахучей,

Нежась, спит блестящий жук;

А из камней вытекая, Однозвучен и гремуч, Говорит, не умолкая,

И поет нагорный ключ…

Веселое лето

В. Берестов

Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.

По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Кружат пчелы, Вьются птицы, А Маринка Веселится. Увидала петуха: — Вот так чудо! Ха-ха-ха! Удивительный петух:

Сверху — перья, снизу — пух!

Увидала поросенка, Улыбается девчонка: — Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый?

А Барбос, рыжий пес, Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет:

«Не достал! Не достал!»

Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки

Босиком.

Эхо

Е. Благинина

Я бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосо

Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо: — Замолчишь ты? — А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: — Ишь ты, ишь ты!

Значит, понимает речь мою.

Я сказала: — Ты поешь нескладно! – А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: — Ладно, ладно!

Значит, понимает речь мою.

Я смеюсь — и все звенит от смеха, Замолчу — и всюду тишина… Иногда гуляю я одна,

А не скучно, потому что эхо…

В гости к бабушке

3. Александрова

К бабушке Ульяне На коне Буяне По полям колхозным

Едет наша Таня.

До свиданья, город, до свиданья, поезд! А навстречу — речка, будто синий пояс. Над водою мостик — узкая дощечка. Но коню Буяну по колено речка. Вброд идет он смело и телегу тянет, Будто в лодке едет маленькая Таня.

Весело и тряско ехать ей в телеге! Вот бежит навстречу жеребенок пегий. Ребятишки смотрят, встав на низкий мостик, — Может, к ним в деревню Таня едет в гости? К бабушке Ульяне На коне Буяне Улицей колхозной Едет наша Таня.

Машут ей ветвями яблоньки из сада. Бабушка Ульяна

будет внучке рада.

Ветер на речке

3. Александрова

Возле речки детский сад, На лугу ромашки… Сорок маленьких ребят Бегают в пятнашки. По дорожке побеги, побеги, поймай-ка Голубые трусики, беленькие майки! Мы приехали сюда, Ходим за цветами. Солнце, воздух и вода На прогулках с нами. Одинаковые все, кружат по лужайке

Голубые трусики, беленькие майки.

Мы купаться побежим, Голышами ляжем. Ветер, ты посторожи Трусики на пляже! Ветер дунул, обманул — и летят, как чайки,

Голубые трусики, беленькие майки.

Кто поймает их скорей? Ну-ка, без оглядки!.. Распугали пескарей Озорные пятки. Ух, поймали!.. На кусты сели сохнуть стайкой

Голубые трусики, беленькие майки.

Жадный туман

В. Орлов

Шел по свету великан Под названием — туман. Был он серым, Непроглядным И к тому же Очень жадным. Съел он речку С берегами, Поле — вместе Со стогами, Пять избушек, Пять старушек, Двести сорок пять Лягушек, Съел дорогу Целиком, Закусил грузовиком И опять пустился В путь, Чтобы съесть Чего-нибудь.

А внутри кричат Старушки, Громко квакают Лягушки, И шофер грузовика Всем гудит издалека. А туман все ел и ел И толстел, Толстел, Толстел. Раздувался, раздувался – И внезапно Разорвался. Вот и речка С берегами, Поле — вместе Со стогами, Пять избушек, Пять старушек, Двести сорок пять Лягушек, И дорога целиком, И шофер с грузовиком.

Только нет нигде тумана, Нет его, пропал туман… Плохо даже великану,

Если жадный великан!

Рябина

Е. Благинина

На тропинке — тень, Солнечная сетка. Через тын, через плетень

Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу, На носках привстану, Ветку за косы схвачу,

Ягоды достану.

У плетня посижу И на шелковинку Осторожно нанижу

Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень, Веточка, ветка! На тропинке — тень,

Солнечная сетка.

Все зима…

Б. Заходер

Все зима… А где же лето? Звери, птицы! Жду ответа! — Лето, — Ласточка считает, — Очень скоро прилетает.

Лету нужно торопиться, И оно летит, как птица! — Прилетает? — Фыркнул Крот, — Под землей оно ползет! Говорите, Скоро лето? Не надеюсь я на это! Проворчал Топтыгин: — Лето Спит в своей берлоге Где-то… Конь заржал: — А где карета? Я сейчас Доставлю лето! — Лето, — Зайцы мне сказали, — Сядет в поезд на вокзале, Потому что может лето Ездить «зайцем»

Без билета!

Источник: https://detskiystih.ru/collection/stihi-o-lete-dlya-detej-4-5-let.html

Как учить стихи с ребенком 5 лет

Стихи для заучивания детям 5 лет

Для одних детей выучить небольшой стишок – пара пустяков. Другие могут просидеть над ним же целый день, да так и не запомнить как следует. Опытные детские психологи и педагоги наверняка знают причину этого явления и обязательно дадут дельные рекомендации родителям.

Слава Богу, у нас нет таких проблем. К пяти годам ребенок знает наизусть довольно большие стихотворения. Детские, разумеется. “Бородино” мы еще не учили :). Каждый раз, когда к нам приходят гости, они просят сына рассказать новое стихотворение. А он и рад стараться :).

Взбирается на табуретку (это я его однажды на нее поставил, а ему жутко понравилось) и начинает декламировать, вызывая восхищение собравшихся.

У присутствующих возникает естественный вопрос: как нам удалось к пяти годам выучить такие длинные стихи? Мне кажется, что я открыл маленький секрет. Готов поделиться.

Как обычно дети учат стихи и что они учат

Конечно, варианты возможны. Успех в заучивании зависит от того, как лучше ребенок воспринимает информацию. Кому-то лучше читать самому. Кому-то – слушать.

Проблема в том, что в пять лет уверенно и бегло читать умеет далеко не каждый ребенок. Я сам, например, не умел.

Обычно в этом возрасте главным поставщиком стихотворного контента являются взрослые – родители или бабушки, иногда воспитательницы в детских садах и развивающих центрах.

Но мы же ходили в развивающие центры. Там даются стишки длиной максимум 2-3 четверостишия. И то… какие-то они “не такие”. То с рифмой проблема, то с ритмом. Например:

…По морям по океанам
Корабли плывут,
Нас ни штормы, ни туманы
Нынче с курса не собьют.

Я вот далеко не поэт и вообще не какой-нибудь литератор, но считаю, что во второй строчке для полной гармонии чего-то не хватает. Если не произносить слово “плыы–в–ууу-т” вот так – врастяг, то ничего хорошего не получится. А если произносить врастяг получается какая-то ерунда.

Мы с сыном договорились, что будем говорить слово “плывут” два раза. То есть:

По морям, по океанам
Корабли плывут, плывут

Но воспитательница поправила его, заставив говорить “по написанному”. Увы, чувство ритма, видимо, есть не у всех. 

А что это за бабушкино словечко “нынче”. Как-то с “военным славным флотом” не очень сочетается. Еще бы написали “нонче”. 

Одним словом, к стихам современных поэтов у меня лично очень много вопросов, если не сказать, нареканий. Правда, произведения наших классиков детской поэзии тоже иной раз вгоняют в ступор. Вот, например, известное стихотворение “Крокодил” знаменитого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского. 

Там есть такие интересные строчки… я бы своему ребенку такое в пять лет рассказывать не стал:

… Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,
Но тебя, кровожадную гадину, 
Я сейчас изрублю, как говядину. 
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего…

Может быть я зря наговариваю на классиков? А вот еще:

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Они что, хотят, чтобы мой ребенок по ночам вскакивал и орал от страха? Или стараются вовсю чтобы детские психиатры не дай Бог не остались бы без работы?

Одним словом, к выбору стихов мы подходим очень аккуратно. Самое первое короткое стихотворение мой сын выучил уже в полтора года. Он еще и говорить-то толком не мог, зато вовсю декламировал свой первый стишок. Мы выучили его совершенно случайно и даже как-то между делом. Когда малыш прыгал на кровати, я держал его за руки и повторял в такт его прыжков:

Улитка, улитка, выпусти рога,
Дам я тебе кусочек пирога.

И вдруг, через некоторое время он начал сам проговаривать его, прыгая по кровати. Конечно, половину слов было не разобрать, но идею он, что называется, ухватил.

С тех пор мы начали учить стихи между делом.

Например, собираем что-то из конструктора Лего, глаза и руки заняты, а язык свободен. И начинаем повторять что-то из ранее пройденного или учим новое. Каждый день продвигаемся вперед на одно-два четверостишия. Причем мы учим сразу несколько стихотворений чтобы было не так противно, скучно и однообразно постоянно долбить одно и то же. 

Самое длинное стихотворение, которое мы можем декламировать уверенно в возрасте пять лет, это “Кроты” Александра Екимцева. В нем не три-четыре четверостишия, а целых 19. Наберется еще десяток больших стихотворений, которые ребенок может подхватить лишь стоит произнести строчку. Причем, не только из начала, но и из любого места произведения.

Наше последнее достижение: “Луна и лентяй”. Сейчас доучиваем. Думаю, через пару недель будем владеть им уверенно.

Легко учимые стихи, какие они?

Снова повторюсь, я не литературный критик. И не поэт. Просто считаю, что некоторые стихи учить гораздо проще, чем другие.

Иной раз и правда попадается такое произведение, что легче застрелиться, чем выучить. Вспомните, например, стихи В.В.Маяковского.

Следование ритму там зачастую достигается за счет пауз, присутствуют труднопроизносимые слова, которые и сам-то не выговоришь с первого раза, не то что ребенок.

К детским стихам вообще особые требования. Помимо правильного ритма и рифмы, они должны быть написаны простыми словами, понятными ребенку. Автор должен оперировать теми понятиями, которые нормально воспринимаются детьми в 5-летнем возрасте или около того. 

Иначе заучивание будет происходить исключительно механически на уровне звукоимитации. Ведь, по сути дела, и попугая можно научить говорить, но это не означает, что птица понимает то, что проговаривает. Она просто имитирует звуки человеческой речи.

И еще..

При заучивании стихов важно останавливаться и разбирать непонятные моменты, возможно, показывать фотографии. При первоначальном знакомстве с новым стихотворением сын обычно задает мне много вопросов. Например, когда мы учили стих “Петухи”, наткнулись на такую строчку:

“стало холодно речушкам и полям еще не сжатым”… пап, а что значит “не сжатым”. Пришлось объяснять сыну, что такое жатва, показывать фотографии. Таким образом, заучивание стихов превращается для нас в череду знакомств с новыми словами, понятиями. Зато потом, опираясь на зрительные образы, ребенок более уверенно декламирует. Это лучше, чем просто запомнить набор букв в незнакомом слове.

Секрет успеха в заучивании стихов

Прежде чем начать учить стихотворение, я сначала заучиваю его сам, рассказываю ребенку и спрашиваю, нравится ли оно? Иногда для вспышки интереса ему вполне достаточно интересного названия. Например, он несколько дней донимал меня, чтобы мы начали учить стих “Страшные звери”. На самом деле он совсем не страшный, а смешной. Но название, что называется, зацепило.

Помимо самого текста, привлекающим и побуждающим фактором становятся иллюстрации к стихам. Я специально отыскиваю картинки из старых детских книг и показываю их сыну. Так мы выучили стихотворение “Дедушка-туман”. 

Иногда просто стоит сказать, что новое стихотворение очень смешное, чтобы вызвать первоначальный интерес. Так мы сходу выучили короткое, но прикольное стихотворение “Несостоявшееся знакомство”. В нем рассказывается, как дети хотели познакомиться с котом и что из этого вышло.

Но, безусловно, главным секретом успеха является то, что я сам знаю наизусть стихотворение, которое мы учим. Сначала рассказываю его сам. Потом оставляю последние слова в строчках, чтобы их произнес ребенок, потом оставляю ему целые строки и далее он начинает рассказывать стих без посторонней помощи. 

Главное при этом – не терять темпа. Если он остановился и чего-то забыл, я сразу подхватываю и мы движемся дальше. Как в парном конферансе. Если бы мне пришлось каждый раз искать в книжке то место, где запнулся ребенок, уверен, прогресс был бы менее заметен, как и интерес к продолжению рассказа. Про важность личного примера уж и не говорю. Это азбука педагогики.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок знал длинные стихотворения, будьте добры, сначала выучите их сами. Причем так, чтобы “от зубов отскакивало”. От этого выиграют все участники процесса. Ведь тренировка мозга – она хороша в любом возрасте. И ребенка разовьете, и самим не помешает.

Источник: http://mark.kashkanov.com/diary/diary-day-by-day/5year/203-poems.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.